Налоговый аудит — наиболее желанная услуга со стороны клиентов. Что понимается под этим термином? В настоящее время действует Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г., протокол N 1 (далее — Методика).
В соответствии с Методикой под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. По всей видимости, определение, данное в Методике, наиболее четко отражает сущность налогового аудита.
В своей деятельности мы руководствуемся данной методикой проведения налогового аудита, но не ограничиваемся ей. Мы не только подтверждаем достоверность налоговой отчетности, проверяем правильность формирования налоговой базы и уплаты налогов, но и проводим следующие процедуры:
- оцениваем возможности применения законных льгот;
- проводим анализ налоговой нагрузки и её соответствие нормативам со стороны налоговых органов и кредитных организаций;
- оцениваем риски проведения налоговой проверки;
- предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);
- даем оценку применяемых схем с учетом сложившийся судебной практики;
- анализируем переписку с налоговыми органами;
- проводим оценку рисков работы с контрагентами.
Таким образом, мы осуществляем комплексный подход при проверке: не только анализ фактических обстоятельств дел, но и составление прогнозов на будущее.
Результат налогового аудита
По итогам проверки мы представляем клиентам отчет, который включает в себя следующие разделы:
- анализ налоговой нагрузки;
- анализ применяемых льгот и возможности их применения;
- анализ рисков налоговой проверки;
- проверка своевременности исчисления и уплаты налогов, правильности формирования налоговой базы;
- анализ своевременности представления налоговых деклараций;
- анализ переписки с налоговыми органами;
- проверка поставщиков на предмет их реальности и добросовестности;
- анализ системы внутреннего контроля, в том числе: оформления налоговых регистров и первичных документов, составления Учетной политики и её соответствия методам учета.
По желанию клиента отчет может быть подготовлен в краткой форме с указанием:
- описания выявленных нарушений (наблюдений);
- расчеты, таблицы к выявленным нарушениям;
- обоснование выводов с ссылками на нормативные акты, судебную практику, письма Минфина, ФНС;
- выводы и рекомендации.
Для высшего руководства по согласованию с клиентом может быть подготовлена краткая презентация с расчетом суммы рисков и рекомендаций по внесению исправлений в учете и процессах.
Стоимость услуг
Стоимость услуг зависит от объема работ и масштабов организации. Так, например, налоговый аудит для организаций на упрощенной системе налогообложения будет гораздо дешевле, чем организаций на основной системе налогообложения. На стоимость услуг влияют и специфика деятельность, количество сотрудников, объемы операций и другие критерии. При заказе комплексной проверки стоимость снижается.
Варианты налогового аудита
В условиях кризиса мы предлагаем несколько вариантов налогового аудита в зависимости от бюджета клиента:
- тематический аудит. Аудит налогов, составляющих более 50% налоговой нагрузки. Например, только НДС или налога на прибыль;
- только анализ расчетов по налогам. Проводится сверка с бюджетом и анализ её результатов. Выявление рисков.
- комплексный налоговый аудит. Проводятся все стандартные процедуры налогового аудита с целью максимального снижения риска по всем уплачиваемым налогам.
Так, например, для сокращения расходов можно провести аудит в несколько этапов по мере снижения существенности и значимости вопросов.
На 1 этапе анализируются расчеты с бюджетом и налоговая нагрузка, на 2 этапе проводится проверка самых существенных налогов, на 3 этапе рассматриваются все остальные налоги, более тщательно анализируются первичные документы.