Проверка предприятия перед покупкой называют ещё дью-ди́лидженс (англ. due diligence «должная добросовестность») .
Данная процедура проводится в отношении объекта инвестирования. Например, вы планируете приобрести новый бизнес, акции, при слиянии или поглощении бизнеса, при смене партнера. Цель данного исследования — представить будущему собственнику оценку финансовых, оперативных, налоговых рисков. Это комплексное исследование финансового положения объекта инвестирования, подтверждение наличия активов и обязательств, проверка учредительных документов, прав на объекты основных средств и нематериальных активов, выявление налоговых рисков.
Например, во время одной из проверок предприятия перед покупкой были выявлены следующие неблагоприятные факторы, о которых не было сообщено:
- наличие просроченной задолженности по заработной плате. Данные обстоятельства могут привести к штрафам со стороны трудовой инспекции, конфликтным ситуациям с работниками, приостановление деятельности;
- наличие просроченной задолженности по аренде (более, чем на 3 месяца). Данный факт тщательно скрывался продавцами. Только благодаря проверке аудиторами актов сверки и проведении переговоров выяснилось о наличии задолженности;
- наличие ошибок при расчете налогов, что привело к недоимке по налогу, начисления пени;
- отсутствие первичных документов, отсутствие обязательных реквизитов. Данное нарушение было своевременно устранено до продажи предприятия.
Своевременно выявленные риски могут дают возможность оценить реальное финансовое положение и принять правильное стратегическое решение. Кроме того, выявленные при проверке нарушения можно использовать как основание для снижение цены приобретения предприятия.
Как проводится исследование?
Финансовое исследование предприятия проводится комплексно по следующим направлениям:
- проводится исследование показателей бухгалтерской отчетности, анализируются финансовые показатели;
- проводится анализ активов, в том числе: анализ основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов. Выборочно проверяется фактическое наличие объектов.
- по объектам недвижимости проводится анализ документов, подтверждающих права собственности, проводится анализ наличия документов. Также проводится анализ состояния объектов, степень износа, наличие признаков обесценения.
- лицензии, патенты, свидетельства анализируются на предмет наличия в реестрах, проверяются сроки действия. Проверяется фактическое наличие, данные бухгалтерского учета, сохранность документов;
- запасы, товары, продукция анализируется на предмет наличия, ликвидности. Выборочно по согласованию проводится инвентаризация. Анализируются риски, связанные с залогом товарно-материальных ценностей.
- проводится проверка денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе, проводится сверка с данными кредитных учреждений, запрашиваются подтверждения.
- проводится сверка с бюджетом по налогам и сборам, выявляются налоговые риски, анализируется задолженность по налогам, изучаются пути оптимизации, применение льгот.
- проводится анализ расчетов с поставщиками и покупателями, анализируются условия договоров и расчетов, проводится сверка расчетов, выявляется дебиторская и кредиторская задолженность. Проводится анализ рисков невыполнения обязательств, возможных финансовых потерь.
- проводится анализ доходов и расходов, источников финансирования, полученные и выданные займы и другие операции.
Отчет по результатам исследования
После проведения исследования заказчику предоставляется отчет, состоящий из следующих разделов:
- введение
- описание предприятия
- краткая история
- матрица рисков и их классификация
- описание финансовых показателей, расчет чистых активов
- описание активов и пассивов по разделам: основные средства, запасы, денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, финансовые вложения, капитал, кредиты и займы, резервы.
- описание структуры доходов и расходов
- структура движения денежных средств
- налоговые риски
- краткие выводы и рекомендации
Отличительной чертой такого исследование является риск-ориентированный подход с целью представления достоверной информации о финансовом положении организации. Задача аудитора предупредить о возможных негативных последствиях, которые могут возникнуть у будущего собственника.