Проверка предприятия перед покупкой называют ещё дью-ди́лидженс (англ. due diligence «должная добросовестность») .

Данная процедура проводится в отношении объекта инвестирования. Например, вы планируете приобрести новый бизнес, акции, при слиянии или поглощении бизнеса, при смене партнера. Цель данного исследования — представить будущему собственнику оценку финансовых, оперативных, налоговых рисков. Это комплексное исследование финансового положения объекта инвестирования, подтверждение наличия активов и обязательств, проверка учредительных документов, прав на объекты основных средств и нематериальных активов, выявление налоговых рисков.

Например, во время одной из проверок предприятия перед покупкой были выявлены следующие неблагоприятные факторы, о которых не было сообщено:

  • наличие просроченной задолженности по заработной плате. Данные обстоятельства могут привести к штрафам со стороны трудовой инспекции, конфликтным ситуациям с работниками, приостановление деятельности;
  • наличие просроченной задолженности по аренде (более, чем на 3 месяца). Данный факт тщательно скрывался продавцами. Только благодаря проверке аудиторами актов сверки и проведении переговоров выяснилось о наличии задолженности;
  • наличие ошибок при расчете налогов, что привело к недоимке по налогу, начисления пени;
  • отсутствие первичных документов, отсутствие обязательных реквизитов. Данное нарушение было своевременно устранено до продажи предприятия.

Своевременно выявленные риски могут дают возможность оценить реальное финансовое положение и принять правильное стратегическое решение. Кроме того, выявленные при проверке нарушения можно использовать как основание для снижение цены приобретения предприятия.

Как проводится исследование?

Финансовое исследование предприятия проводится комплексно по следующим направлениям:

  • проводится исследование показателей бухгалтерской отчетности, анализируются финансовые показатели;
  • проводится анализ активов, в том числе: анализ основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов. Выборочно проверяется фактическое наличие объектов.
  • по объектам недвижимости проводится анализ документов, подтверждающих права собственности, проводится анализ наличия документов. Также проводится анализ состояния объектов, степень износа, наличие признаков обесценения.
  • лицензии, патенты, свидетельства анализируются на предмет наличия в реестрах, проверяются сроки действия. Проверяется фактическое наличие, данные бухгалтерского учета, сохранность документов;
  • запасы, товары, продукция анализируется на предмет наличия, ликвидности. Выборочно по согласованию проводится инвентаризация. Анализируются риски, связанные с залогом товарно-материальных ценностей.
  • проводится проверка денежных средств на расчетных счетах в банках и в кассе, проводится сверка с данными кредитных учреждений, запрашиваются подтверждения.
  • проводится сверка с бюджетом по налогам и сборам, выявляются налоговые риски, анализируется задолженность по налогам, изучаются пути оптимизации, применение льгот.
  • проводится анализ расчетов с поставщиками и покупателями, анализируются условия договоров и расчетов, проводится сверка расчетов, выявляется дебиторская и кредиторская задолженность. Проводится анализ рисков невыполнения обязательств, возможных финансовых потерь.
  • проводится анализ доходов и расходов, источников финансирования, полученные и выданные займы и другие операции.

Отчет по результатам исследования

После проведения исследования заказчику предоставляется отчет, состоящий из следующих разделов:

  • введение
  • описание предприятия
  • краткая история
  • матрица рисков и их классификация
  • описание финансовых показателей, расчет чистых активов
  • описание активов и пассивов по разделам: основные средства, запасы, денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, финансовые вложения, капитал, кредиты и займы, резервы.
  • описание структуры доходов и расходов
  • структура движения денежных средств
  • налоговые риски
  • краткие выводы и рекомендации

Отличительной чертой такого исследование является риск-ориентированный подход с целью представления достоверной информации о финансовом положении организации. Задача аудитора предупредить о возможных негативных последствиях, которые могут возникнуть у будущего собственника.